INSHE — ART НАСЛЕДИЕ. 203 года со дня рождения величайшего живописца-мариниста ХIХ — Ивана Константиновича Айвазовского. 29 июля 2020 года

INSHE — ART НАСЛЕДИЕ. 29 июля 2020 года исполнилось 203 года со дня рождения величайшего живописца-мариниста ХIХ — Ивана Константиновича Айвазовского ( 29 июля 1817 — 02 мая 1900) и 140 лет Феодосийской картинной галерее.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ: Иван Константинович Айвазовский (29 июля 1817 — 02 мая 1900) — живописец-маринист, автор более шести тысяч полотен. Профессор, академик, меценат, почетный член Академий художеств Санкт-Петербурга, Амстердама, Рима, Штутгарта, Парижа и Флоренции.

Родился Иван Константинович 29 июля 1817 года в городе Феодосии, в семье армянского купца Айвазяна (Гайвазовского), и был крещен под именем Ованес (армянская форма имени «Иоанн»).

Семья была небогата, отцу художника приходилось много трудиться. Мальчик рос талантливым: самостоятельно научился рисовать и играть на скрипке. Феодосийский градоначальник Александр Казначеев, который заметил, как Ованес рисует, стал его первым покровителем: он подарил ему краски и бумагу, а также предложил учиться рисованию вместе со своими детьми у городского архитектора Коха. Гайвазовский окончил уездное училище в родном городе. Казначеев, которого перевели в Симферополь, помог 13-летнему мальчику попасть в симферопольскую гимназию

Гайвазовский продолжал рисовать с натуры и копировать с гравюр, и о юном даровании заговорили в городе. Следующим его покровителем стала Наталья Нарышкина — дочь Федора Ростопчина и жена Таврического губернатора. С помощью известного портретиста Сальватора Тончи она смогла устроить Гайвазовского в Императорскую академию художеств на казенный счет, несмотря на то, что он еще не достиг необходимого возраста (был младше 14 лет). Президент Академии Оленин принял такое решение, прочитав письмо Нарышкиной и посмотрев вложенный в него рисунок мальчика.

В Петербурге будущий великий художник оказался в 1833 году и начал учиться в Академии — уже не как Ованес Гайвазовский, а как Иван Айвазовский. Его приняли в пейзажный класс Максима Никифоровича Воробьева. Вскоре в Северную столицу по приглашению императора Николая I прибыл французский художник-маринист Филипп Таннер, которому Айвазовский был приставлен в качестве ученика. Француз свалил на юношу огромный объем черной работы. Но несмотря на загруженность, Айвазовский все находил время писать собственные работы, и в 1836 году представил их на Академической выставке, где выставлялся и Таннер. Одна из картин Айвазовского тогда впервые была удостоена серебряной медали. В рецензии на эту выставку «Художественная газета» похвалила молодого живописца, а француза упрекнула в манерности. Это вызвало дикую ярость у Таннера, и тот пожаловался на нерадивого ученика, нарушившего субординацию, своему главному заказчику — императору Николаю. Формально Айвазовский был не прав, полотна для выставки по установленным правилам должны были отбирать учителя, Айвазовский выставил свои работы без разрешения Таннера.

Император, не вникая в детали, распорядился убрать с выставки картины Айвазовского. Художник впал в немилость, и дальнейшая его карьера оказалась под угрозой. Тщетно за него хлопотали Крылов, Жуковский и президент Академии Оленин. Однако они сумели привлечь на его сторону художника Александра Зауервейда, который преподавал детям императора. Этот покровитель оказался могущественным, в неформальной обстановке он смог показать Николаю картину Айвазовского. Тот похвалил юношу, выплатил за работу деньги и отправил Айвазовского со своим сыном Константином в летнее практическое путешествие по Балтике, где оба юноши вплотную познакомились с парусным флотом. Император определил Айвазовского к новому учителю — тому же Зауервейду, который специализировался на батальной живописи.

Получив в 1837 году Большую золотую медаль Академии, Айвазовский выиграл поездку по Крыму и Европе. И 20-летнего Айвазовского выпустили из учебного заведения на два года раньше, поскольку преподаватели решили, что более Академия ему ничего дать не может.

Прежде чем отправиться в Европу, Айвазовский отметился в военных действиях — адмирал Михаил Лазарев пригласил его быть свидетелем побед русского оружия. Вместе с Николаем Раевским он принял участие в высадке на кавказском побережье (где ныне находится Сочи) и с блокнотом руках зарисовывал последствия кровопролитной схватки.

В 1840–1844 годах молодой мастер путешествовал по Европе, совершенствуя свое мастерство. Жил и учился в Италии, где сумел выработать свой творческий метод и научился работать по памяти. Первое время ему было очень тяжело финансово, так как часть своего пенсиона он посылал матери в Феодосию.

Картины, написанные в Венеции, Флоренции, Неаполе, Амальфи и Соррено, представленные на выставках в Риме и Неаполе, принесли ему большой успех. Его доходы начали расти, и он смог позволить себе поездку в Швейцарию, Германию, Францию и Англию. Во время путешествия его пароход попал в сильный шторм, судно посчитали утонувшим, а художника — погибшим, в петербургских газетах вышли его некрологи. Но Айвазовский вернулся с триумфом. Получил звание академика и императорским указом был причислен к Главному морскому штабу в качестве художника с правом ношения мундира Морского министерства.

В 1845 году в составе Русского географического общества он отправился в путешествие к берегам Малой Азии и греческим островам. В конце 1860-х художник совершил длительное путешествие по Кавказу и Закавказью — побывал в Осетии, Дагестане, Грузии, Армении. Был в Египте на открытии Суэцкого канала. К этому периоду относится цикл его удивительных горных пейзажей.

Как только позволили финансы, Айвазовский обосновался в родной Феодосии, где купил участок и выстроил на нем дом, напоминающий по стилю итальянские палаццо. Особняк всегда был полон гостей — многие приезжие желали увидеть знаменитого художника и его работы. Со временем Айвазовский превратил его в частный музей, открытый для посетителей, и пристроил галерею. Сегодня это здание Феодосийской национальной картинной галереи им.Айвазовского.

В 1848 году он женился на гувернантке Юлии Грефс, которая родила ему четырех дочерей. Брак закончился разводом: жена предпочитала жить в Петербурге и не одобряла любви супруга к крымскому дому и к путешествиям. В конце концов она бросила его и стала жить отдельно, при этом вводя мужа в большие долги.

В 1877 году он продал прошение в Эчмиадзинский Синод о разводе. В 1882 году 65-летний Айвазовский сочетался вторым браком с молодой вдовой феодосийского купца Анной Бурназян (Саркизовой). И сразу же отправился в свадебное путешествие по странам Средиземного моря.
Художник Константин Лемох рассказывал, что Николай I, выйдя в море на колесном пароходе, как-то взял с собой Айвазовского. Царь стоял на кожухе одного пароходного колеса, а художник — на другом. И Николай кричал ему: «Айвазовский! Я царь земли, а ты — царь моря!»

Осыпанный многочисленными почестями и почетными званиями (вплоть до контр-адмирала), Айвазовский продолжал писать свои морские пейзажи, которые пользовались огромной популярностью.

Живя постоянно в Феодосии, живописец много работает, и не замыкается в стенах своей мастерской, ведет большую общественную деятельность, занимается археологическими раскопками, открывает выставки своих работ, как на родине, так и за рубежом. Становится академиком двух европейских академий искусств — Штутгартской и Флорентийской, много работает, свое 80-летие он празднует написанием новой картины под названием «Корабли на Феодосийском рейде.

Умер Айвазовский внезапно, во сне, в возрасте 82 лет, оставив после себя четырех дочерей и множество внуков. Его последняя картина «Взрыв корабля», посвященная взрыву Константином Канарисом турецкого корабля у острова Хиос в 1822 году, осталась на мольберте неоконченной.

Проститься с Айвазовским вышел весь город, которому он оставил Феодосийскую школу искусств, построенное на его деньги новое здание Феодосийского музея древностей, вдохновленную его энергией и связями железную дорогу, водопровод и морской порт.

После смерти Айвазовского, по его завещанию, в 1900 году, дом «со всеми картинами, статуями и другими произведениями искусства», перешел в собственность города.

Сегодня в Феодосийской картинной галерее хранится крупнейшее в мире собрание произведений Айвазовского — более 400 работ, и около 10 тысяч картин разных мастеров, в том числе Константина Богаевского и Михаила Латри — внука Ивана Константиновича.

Балашова Елена Владимировна — Заслуженный работник культуры Украины, Международный ART эксперт, Главный редактор Международного журнала «INSHE», Президент и учредитель МБФ «INSHE ZHITTIA»