INSHE ART — НАСЛЕДИЕ. МАРИЯ ПРИМАЧЕНКО. 18 августа 2021 года, 24 года со дня смерти самобытной украинской художницы поразившей Шагала и Пикасо
INSHE ART — НАСЛЕДИЕ. Примаченко Мария Авксентьевна родилась 12 января 1909 года в селе Болотня на территории Киевской области, умерла в этом же селе 18 августа 1997 года. Украинская художница, инвалид с детства после полиомиелита, представляющая направление «народный примитив», или же «наивное искусство», лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, лауреат Золотой медали международной выставки в Париже (в 28 лет, в 1937 году), одна из самых известных творческих личностей Украины, более известная за рубежом, чем у себя в стране, т. к. о Примаченко начал говорить весь мир искусства еще в 1937 г. Гениальными творения украинки признали мэтры изобразительного искусства Пабло Пикассо и Марк Шагал. Даже сейчас книжки для школьников младших классов в Японии иллюстрируются работами жительницы украинской глубинки.
Народная фантастика в украинском искусстве прочно связана с именем Марии Примаченко, крестьянки без художественного образования, прожившей всю жизнь в селе Болотня Киевской области, что не помешало ей пленить воображение самого Пикассо. Ее картины, полные ярких красок и узнаваемых образов, стали одним из знаковых явлений модерной украинской культуры, признанным далеко за пределами страны.
Мария Авксентьевна Примаченко родилась в 1909 году, пережила две мировые войны, но самой большой трагедией стала Чернобыльская катастрофа 1986 года, ведь родное село художницы граничит с 30-километровой зоной отчуждения. С детства Марию окружали красивые вещи — ее отец был плотником-виртуозом и делал роскошные деревянные скульптуры. Мама была знаменитой вышивальщицей и научила мастерству свою дочь. «Начиналось все так, — вспоминала художница. — Как-то возле дома, над речкой, на цветущем лугу я пасла гусей. На песке рисовала всякие цветы, которые видела. А потом заметила синеватую глину. Набрала ее в подол юбки и разрисовала нашу хату». Соседи разглядывали дивные рисунки и хвалили, потом стали просить расписать и соседние дома.
Открытие таланта Марии Примаченко произошло в самые сложные для украинской культуры годы, когда в подвалах НКВД расстреливали культурное возрождение 1920-х. В 1936 году работы Примаченко увидела мастерица-ткачиха и вышивальщица из Киева Татьяна Флору. По ее рекомендации Примаченко пригласили в экспериментальные мастерские при музее украинского искусства. В ее творчество приходят новые разнообразные практики — от вышивки до керамики. В том же году она получает диплом первой степени на выставке народного искусства. С тех пор ее работы показывают за границей: в Варшаве, Праге, Монреале и Париже.
Своим главным вдохновением Мария Примаченко называла природу родного Полесья, а именитые искусствоведы и критики видят в ее картинах образы дохристианских божеств и мироощущение первобытного человека времен палеолита. Растения с цветками, древо жизни, невиданные птицы, иллюстрации к народным сказкам, бытовые сценки и знаменитые фантастические животные, изображенные яркими цветами без перспективы и объема — примитивно простые, но завораживающие даже самый изощренный глаз, — секрет народной художницы не поддается законам традиционного искусства.
Персонажи Примаченко, да и вообще все элементы в ее картинах разделены на добрых и злых. Бинарный мир, каким он предстает в мифологическом сознании, выражен здесь в элементарных визуальных элементах. Даже фантастический бестиарий представляет «армии» добра и зла. Что примечательно, добрые звери всегда похожи на реальных животных, даже если этих животных Примаченко никогда не видела воочию (например, обезьян). В то время как злые твари являются плодом ее воображения и им свойственны черты «невидимых темных сил» — чудовищ, драконов. Звери Примаченко антропоморфны и при внимательном рассмотрении похожи на людей. Так, у многих из них длинные закрученные ресницы или дугообразные брови. Конечно же, добро всегда побеждает, и зло низвергнуто. Над миром расцветает яркое солнце — райский цветок со множеством лепестков, которые, как лучи, согревают мир. В этих ярких картинах встречаются все миры: фантастический и трагически-реальный. Народные сказки и трибьют умершим в войне или чернобыльской трагедии предстают в формах яркого и красочного измерения Марии Примаченко.
Фантастический мир, бытовые сценки, космические фантазии, социальная сатира сосуществуют здесь в гармонии обращенных к нам образов. У нее не было никаких профессиональных секретов: ватман и гуашь, иногда акварель и подготовительный рисунок карандашом. При этом Мария Примаченко объединила в своем творчестве живопись и графику. Это и живописная графика, и графическая живопись одновременно. Техника ее далека от профессионализма, и эстетическое влияние ее работ часто зависит от неуловимых нюансов, которые не поддаются ни научному анализу, ни словесному выражению. К примеру, часто в ее работах цвет становится полноправным создателем композиции, он и «озвучивает» настроение или же создает ритм картины. Она никогда не оставляет фон белым, за исключением нескольких работ. Примечательно, что Примаченко не просто следует канону народного творчества, она является новатором в образном мышлении и предлагает уникальные стилистические приемы. Даже вышиванки, в которые она одевает сказочных персонажей, придуманы ею самой, а не заимствованы из народных промыслов.
Творческий подход Примаченко применяла и в названиях своих картин. Даже больше: в этих названиях проявился ее поэтический талант. Иногда это моральная максима, иногда лирическая зарисовка, вариант народной басни или прибаутка: «Куріпочки пляшуть і хліб пашуть», «Собачка Ада не боїться гада», «Ворон дві баби мав — обох обнімав», «Веснянки-роговички — веселії птички». Переводить эти сентенции часто невозможно, но ради них стоит выучить украинский: «Хитра лисиця ведмедику каже: «Їж кукурудзу — поправишся» — а собі курочку несе та медок п’є; в ній сила є». «Сорока каже: «Чі-чі-чі! Ой де ж нам спати?» — «На печі». — «Що ж нам пити?» — «Горілочку, бо приїхали по дівочку». «Журяться рябушки: «А вже скоро зима, а в нас хати нема». Обізвався зайчик: «А я зими не боюся, у снігу сховаюся». З Новим роком, з новою весною, з новим щастям, усі люди на Землі».
Сказочность творчества Примаченко «просится» в детские книги. В 1980-х вместе с поэтом Михайлом Стэльмахом она создает иллюстрации для нескольких детских книжек: «Журавель», «Заєць спати захотів», «Чорногуз приймає душ». В наше время они не переиздавались, и вы не сможете порадовать своих детей причудливыми рисунками бабушки-фантастки.
В 2009-м, когда художнице исполнилось бы 100 лет, ЮНЕСКО объявил ее годом. В качестве редкого исключения Украина достойно отпраздновала юбилей, и мир увидел выставки, каталоги, торжественные мероприятия, а также обязательные марки и монеты. В Киеве, Броварах и Краматорске теперь есть улицы и бульвары ее имени.
В честь Марии Примаченко названа планета, о художнице снято несколько документальных фильмов, написаны сотни статей и даже рассказ для детей. А в 2007 году ее имя звучало в суде: финская компания «Маримекко» выпустила серию вещей для дома с рисунком, слишком похожим на картину 1961 года «Щур у дорозі». Компания признала факт плагиата, но к тому времени рисунок уже был нанесен на самолеты авиакомпании и летал по всему миру. Сам скандал стал причиной новой волны интереса к творчеству Примаченко во всем мире.
INSHE ART — НАСЛЕДИЕ. ЭТО ИНТЕРЕСНО. Мария Примаченко. На протяжении длительного времени идет дискуссия о правильном написании фамилии художницы. В одних случаях сама художница утверждала, что правильно ее фамилия пишется как «Приймаченко», а «Примаченко» является вариантом русифицированным. Вместе с тем художница говорила и обратное, что в деревне ее в обиходе было слово «примак», от которого и пошла фамилия. Односельчане Примаченко говорили, что букву «й» художница потеряла в Киеве, по возвращении фамилию начала писать на городской манер. Академик Жулинский уверяет, что единственно правильным вариантом является «Примаченко». Именно этот вариант утвержден решением Высшего административного суда в 2010 году. При принятии решения судьи руководствовались данными из документов художницы. Свои картины художница подписывала «Примаченко» или просто «М. П.».
Родилась Примаченко в 1909 году в селе Болотня, где и прожила всю свою жизнь. Несмотря на крестьянское происхождение, нельзя говорить, что будущая художница родилась в простой семье, родители ее также были людьми творческими. Отца Примаченко Авксентия Григорьевича знали во всей округе как искусного плотника, умевшего мастерить из дерева все. Мать художницы Прасковья Васильевна очень красиво вышивала, этому искусству обучила собственную дочь.
На протяжении всей дальнейшей жизни Примаченко носила вышитые собственными руками рубахи. Еще в детстве стало понятно, что девочка наделена Божьим даром.
О пробуждении своей страсти к рисованию будущая художница рассказывала, что однажды, выпасая на берегу речки гусей, увидела цветные полоски, сформированные прослойками синей глины в почве. Часть глины девочка принесла домой и расписала красивым синим цветом белые стены хаты. Вскоре по просьбе местного населения Примаченко также разрисовала дома не только в Болотне, но и в соседних селах.
До 27 лет Примаченко рисовала на бумаге и керамических изделиях, вышивала, занималась творчеством самого разного плана. После судьбоносного поиска талантов художница была признана в мире как одна из лучших представительниц «наивного искусства».
Можно предположить, что без проведения отбора талантов художницу ждало незавидное будущее, ведь представителей творческих профессий в сельской местности не слишком-то жалуют, считая это занятие недостойным. После начала обучения в мастерской при Лавре художница не растерялась среди знаменитых коллег. Другие художники даже старались уберечь Примаченко от губительного влияния со стороны. К примеру, художнице запрещалось посещать зоопарк, чтобы настоящие животные не отбили у Примаченко охоту рисовать сказочных существ. Хотя люди, которые знали художницу лично, утверждают, что оказать на нее влияние было не так-то просто. Сквозь всю свою жизнь она пронесла «божественное незнание», умение не уметь.
В один из дней на экскурсию в Лавру пришел молодой красноармеец Василий Маринчук, с которым Примаченко познакомилась. Оказалось, что молодые люди всю жизнь прожили в соседних селах, более того, мать Василия уроженка Болотни. Вскоре пара начала жить вместе в Болотне. В марте 1941 года у Марии и Василия родился сын Федор. Заключить брак пара так и не успела, поскольку началась война. Василий, который служил в пехотных войсках, с войны не вернулся, хотя Мария ждала его до самой смерти. Перед войной художница увидела сон, в котором цветущий весенний сад в один миг переворачивается — деревья становятся вверх корнями и в землю ветками. После этого сна почти 10 лет художница не писала. Тяжелое послевоенное время художнице, которая жила с родителями и маленьким сыном, помогала пережить продажа картин, написанных до войны.
К рисованию вернулась Примаченко только в 1950-е годы. Через некоторое время художница начала дружить с режиссером Сергеем Параджановым. Именно он впервые в жизни показал художнице цирк, а когда она болела — послал по почте ящик редкостных на то время апельсинов. Во время пребывания в Киеве художнице сделали несколько операций, необходимых для получения возможности протезирования больной ноги. Делегация союзных чиновников пришла в послеоперационную палату к художнице с информацией о золотой медали, полученной ее картинами на выставке в Париже. Затем Примаченко вспоминала, что в ее сознании в тот день смешались боль в ноге после операции и радость за свой успех.
В 2009 году тележурналистка и искусствовед Людмила Лысенко, которая на протяжении 30 лет поддерживала семью Примаченко, поделилась некоторыми воспоминаниями о художнице. Самыми актуальными проблемами, в решении которых Примаченко нужна была помощь, журналистка называет протезирование, медицинское обследование и поиск медикаментов. Для помощи художнице в ее родное село неоднократно приезжали специалисты из протезного завода в Киеве. На дому они проводили замеры, примерки, обеспечивали художницу новыми протезами из более легких материалов. Собственной физической неполноценности художница сильно стыдилась. Как человек искусства, Примаченко было в высшей степени щепетильной, эстетом в душе, физическое увечье угнетало художницу. Несмотря ни на что, муку телесных испытаний женщина несла достойно, благословляя при этом жизнь и людей вокруг.
Катастрофу на Чернобыльской атомной станции Примаченко пережила в собственном доме, расположенном недалеко от станции. Выезжать из отцовского дома художница наотрез отказалась. Свое решение объясняла тем, что Бог даст и родину, и порядок на территории Украины. Примаченко верила, что со временем земля исцелится, а ее семье даст здоровье и силу, а также крепость веры. Есть разные точки зрения на сам процесс написания картин Примаченко. Согласно одному из мнений, писала она и правой, и левой рукой с одинаковым результатом. Другие утверждают, что писала картины художница только левой рукой, подсознательно отделяя работу духовную от обыденных трудов. Фантастические цветы на картинах художница объясняла тем, что на самом деле они каждый раз цветут по-другому, но она всегда рисует с натуры. Художница-наивистка наивным человеком отнюдь не была, особенно в вопросах трагизма мирового масштаба.
Примаченко так и не узнала, где покоится ее муж, и эта тема нередко появлялась в творчестве художницы. В 1971 году художница написала картину «Солдатские могилы», которую некоторые эксперты рассматривают как предчувствие будущего взрыва на атомной электростанции в Чернобыле.
Перед смертью Примаченко говорила, что отправляется туда, где цветут ее удивительные цветы и живут сказочные существа. Художница просила не горевать о ней, поскольку скучать в другом мире не собирается.
18 августа 1997 года Мария Примаченко умерла, в последнюю секунду перед прощанием сын художницы положил возле ее левой руки карандаш и школьную тетрадку. Сын тогда сказал, что нужно жить дальше, а его мать сизокрылой златоперой голубкой будет посылать на землю свою любовь.
В августе 2008 года умер и сын художницы, который при жизни также был самобытным мастером кисти. Смерть была неожиданной, и в числе ее причин указывают обострение хронических болезней вследствие эмоционального потрясения. Шоком для сына известной художницы стало ограбление, случившееся в июне 2006 года. Около 4 часов утра неизвестные пробрались в дом в Болотне, где жил Федор с семьей, и похитили 77 картин Марии Примаченко. Грабители специально выбрали время, когда художник находился в больнице. Вскоре грабителей удалось найти. Оказалось, что «работали» они по заказу одного частного коллекционера. К слову, страховая стоимость каждой из украденных картин составляет 10 тысяч долларов. Художница, и ее сын покинули этот мир в августе, когда столь любимое Марией Примаченко звездное небо поражает своей красотой. На поминках, согласно словам очевидцев, Федор говорил, что также хотел бы уйти в августе, когда цветет очень много цветов, люди собирают урожай, а в небе нередко можно наблюдать звездопады.
INSHE ART — НАСЛЕДИЕ. Увековечивание памяти Марии Примаченко. В честь художницы названа малая планета 14624 Примаченко. Открытие астероида главного пояса состоялось в октябре 1998 года. Название предложено Климом Чурюмовым. В 2008 году Национальный банк Украины выпустил юбилейную монету в честь знаменитой художницы. В Киеве в 2009 году в честь художницы назван бульвар, который ранее носил имя Лихачева. Улицы, названные именем Марии Примаченко, есть также в городах Бровары, Краматорск, Сумы. Памятник Марии Примаченко вместе со скульптурами, на которых изображены удивительные звери из ее картин, установлен возле здания Центральной библиотеки города Краматорска. В парке города Яготина на территории Киевской области также есть памятник известной художнице. Украшает монумент в честь Марии Примаченко и украинскую столицу. Скульптор Федор Богинский, автор памятника на территории Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Украины, увидел гениальную художницу в образе маленькой девочки в венке.
INSHE ART — НАСЛЕДИЕ. Координатор Проекта — Балашова Елена Владимировна, Заслуженный работник культуры Украины, Международный ART эксперт, Главный редактор Международного журнала «INSHE», Президент и учредитель МБФ «INSHE ZHITTIA»