INSHE — История одной фотографии. Растиражированный миллионами экземплярами снимок с развивающимся на ветру знаменем над Рейхстагом — стал символом Великой Победы
INSHE — История одной фотографии. У каждой фотографии свой стоп кадр, своя история и своя судьба.
Имя военного фото корреспондента Евгения Халдея известно немногим, его фотографии — всем. Евгений Ананьевич Халдей запечатлел культовый момент Великой Победы и несмотря на то, что фото было постановочным, его снимок стал легендарным.
Когда советские войска штурмовали Берлин, Евгений не был в Берлине. По срочному вызову редакции он вылетел в Германию, чтобы сделать эпохальную фотографию — «Знамя Победы над Рейхстагом».
В вещмешке с собой он привез три красных знамени, которые для него сшил знакомый портной. Ткань для них Евгений выпросил в столовой «Фотохроник ТАСС», где как никогда кстати оказались постеленными на столах ярко- красные скатерти. Первое знамя корреспондент установил на крыше аэродрома «Темпельгоф», второе — возле колесницы на Бранденбургских воротах, третье знамя «украсило» Рейхстаг.
Как было:
30 апреля 1945 года, советские солдаты водрузили Знамя Победы над Рейхстагом. Когда военный корреспондент приблизился к месту съемки, бои уже давно стихли, а на Рейхстаге развевалось множество знамен и Евгений решил снять несколько постановочных репортажных фото, попросив первых встречных солдат помочь ему забраться на Рейхстаг, установить знамя и немного попозировать. Солдаты согласились, фотограф нашел выигрышный ракурс и отснял две кассеты.
Его персонажами стали бойцы 8-й гвардейской армии: Алексей Ковалев (устанавливает знамя), Абдулхаким Исмаилов и Леонид Горичев. После съемки Халдей снял знамя и забрал его с собой в столицу.
Когда Евгений показал снимки в редакции ТАСС, фото «приняли со священным трепетом — как икону». Передав фото редактору, Халдей вернулся в Берлин — снимать поверженную столицу Германии, солдат-победителей, оставляющих свои автографы на колоннах рейхстага, девушку-регулировщицу, строго следящую за движением транспорта у Бранденбургских ворот…
Фото Евгения Ананьевича, не было опубликовано сразу. Главный редактор ТАСС заметив на руках бойца Исмаилова две пары часов (одни свои, другие трофейные) запретил печать. Снимок был «исправлен», вторые часы на пленке были выцарапаны обычной швейной иглой, имена и фамилии солдат изменены, фотография опубликована как репортажная.
Растиражированный миллионами экземплярами в печати снимок с развивающимся на ветру знаменем над Рейхстагом — стал символом Великой Победы, исполненных Надежды и желаний народов мира.
БЛАГОтворительный Проект МБФ «INSHE ZHITTIA». История одной фотографии — Альманах историй из реальной жизни, рассказывающий нам о нашей общей истории.
INSHE — Никто не забыт, ничто не забыто! Пока мы помним — мы живем!
Евгений Ананьевич Халдей, родился в 1917 году, на территории Украины, в городе Юзовка, который впоследствии был переименован в Донецк.
13 марта 1918 года во время еврейского погрома погибли его мать и дед. Мать закрыла Евгения своим телом, пуля прошла через тело любящей матери и застряла в легком годовалого Евгения.
Воспитывала Женю бабушка. В 12 лет Евгений сам смастерил свою первую фотокамеру: объективом послужила линза из бабушкиных очков, а корпусом, обычная картонная коробка. С помощью этого устройства он сделал свой первый снимок, который запечатлел городскую церковь. Церковь вскоре была разрушена, а Евгений став обладателем исторической фотографии, начал задумываться о силе фотоискусства. Однако эпоха к подобным мыслям не располагала.
В 1930 году на Украине начался голод. К 1930 году Евгений окончил пять классов средней школы, «приписал» себе еще один год и устроился чистильщиком в паровозное депо. Тяжелая работа стала средством выживания: рабочая карточка обеспечивала 800 граммов хлеба в день и немного денег. С рассрочкой на один год, Евгений приобрел фотоаппарат «Фотокор-1» и принялся с энтузиазмом фотографировать заводскую жизнь.
На один из снимков, запечатлевший рабочего завода, обратил внимание редактор заводской газеты. Евгений стал занимался выпуском стенгазеты, участвуя во всем от разноса тиража по цехам до съемки передовиков производства на примитивнейшем оборудовании, сделанном собственными руками.
Его основным «орудием» была фото камера с тросиком и палочка с прибитой крышкой от сапожного крема, в которой на ватке содержался порошок магния.
Учился Халдей на ходу: в чем-то ему помогал редактор, что-то начинающий фотограф подсматривал в газетах и журналах, что-то подсказывала жизнь. Упорство и талант приносили свои плоды.
Евгений начал сотрудничество с украинским «Пресс-фото, затем с агентством «Союз-фото». Пятнадцатилетний Халдей в картонной коробке отправлял свои стеклянные негативы в «Союз-фото» и за каждый снимок, принятый в фототеку агентства получал 5 рублей.
1933 год Евгений встретил в газете «Сталинский рабочий». На первой полосе которой появлялись передовицы с его фотографиями. Халдея заметили и новым местом работы фотографа стала газета «Социалистический Донбасс».
1935 и 1936 год, два года подряд, фотографии двадцатилетнего Халдея получают призовые премии на всех фото выставках. Евгений становится объектом интереса «Союз-фото».
В 1936 году его приглашают работать в «Союз-фото», позже которое становится ТАССом. Евгений Халдей снимает: стахановцев, Днепрострой, членов Политбюро, множество интереснейших снимков, но настоящая известность приходит к нему во время Второй мировой.
В первые дни войны, Халдей входит в группу военных корреспондентов и отправляется на Северный флот. 1418 дней и ночей, от Мурманска до Берлина, он не расставался со своей боевой подругой, камерой Leica.
Запечатлел Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, подписание акта капитуляции Германии. Участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии. На Нюрнбергском процессе его фотографии были представлены в числе вещественных доказательств. Почти все военные снимки Халдея стали хрестоматийными.
После войны для Евгения Ананьевича настали трудные времена. По «пятой статье» его уволили из ТАСС с официальной формулировкой «сокращение штатов».
Шедевральные снимки Халдея появились в центральной печати только через десять лет, когда Евгений Ананьевич поступил на работу в газету «Правда», где проработал пятнадцать лет.
В 60-х годах Халдей выполнил серию больших репортажей. В 1973 году был зачислен фотокорреспондентом в редакцию газеты «Советская культура», откуда и уволился в связи с уходом на пенсию. Его имя, некогда гремевшее со страниц фронтовых передовиц, стало забываться.
Спустя годы историческая справедливость восстановилась. В 1995 году, за два года до смерти Евгения Халдея, на фестивале фотожурналистики в Перпиньяне (Франция) Халдея чествовали вместе с мэтром военной фотографии, американцем Джо Розенталем. Особым указом французского Президента фотографу было присвоено звание рыцаря ордена искусств и литературы. Там же, в Перпиньяне состоялась встреча Евгения Халдея с Марком Гроссе, директором фотошколы Icart-Photo, входивший в состав жюри знаменитого фотоконкурса World Press Photo. Марк Гроссе написал о Евгении свою монографию, которая вскоре вышла под названием «Халдей.
Художник из Советского Союза».
В том же 1995 году в США с большим успехом прошли выставки фотографий Халдея. Работы фотокора ТАСС заняли достойное место в золотом фонде мировой фотографии. Все фото критики утверждали, что снимок Халдея «Знамя над Рейхстагом» является «неотъемлемой частью коллективного сознания мирового сообщества».
В 80-е и 90-е годы Евгений Халдей работал дома. Его маленькая квартира превратилась в фотолабораторию и место сбора друзей и коллег. До последнего дня своей жизни, даже тогда, когда он без помощи учеников не мог точно навести резкость на увеличителе, Евгений Ананьевич продолжал заниматься любимым делом, которому отдал 65 лет своей жизни.
Ушел из жизни великий фотохудожник 7 октября 1997 года. Его фотографии не умирают, они живут и сегодня на страницах периодических изданий своей не зависимой от происходящих исторических событий жизнью.