ДОБРЫЕ ИДЕИ ПЫЛЬЮ ЗАБВЕНИЯ НЕ ПОКРЫВАЮТСЯ. Сбор средств на подъем корабля
Корабли — они как люди, имеют не только собственное имя, но и свою судьбу. Одни доживают до старости, превращаясь в груду металла. Другие уходят из жизни преждевременно, попав в большой шторм или столкнувшись с айсбергом. Третьи повторяют героическую судьбу воина, уходя навечно они сохраняют память о себе и своем экипаже.
Боевой корабль монитор «Смоленск», защищавший Украину в годы Великой Отечественной войны, был построен в Польше в 1926 году, имел первоначальное название «Краков». С вторжением советских войск поляки, не желая отдавать боевой корабль, затопили его в реке Пина. В конце сентября того же года силами Днепровской военной флотилии корабль был поднят, отремонтирован и переименован в «Смоленск». В годы Великой Отечественной войны «Смоленск» прошел свой боевой путь: громил вражеские переправы возле села Бобровица, прикрывал отход частей Красной армии в районе сел Слабино-Козероги-Колычевка. 12 сентября 1941 года, когда большая часть Черниговщины была оккупирована фашистами и путь по Десне на восток был перекрыт, по приказу командования матросы монитора подорвали машинное отделение корабля и затопили «Смоленск». Экипаж корабля присоединился к полевым частям, матросы флотилии в составе Волжской военной флотилии, героически защищали Сталинград, а когда фронт откатился на Запад, вернулись к Днепру, восстановили свою флотилию и дошли до Берлина. Защищавшая Украину Пинская речная флотилия — единственная в СССР, награжденная наивысшей морской военной наградой — орденом Ушакова первой степени.
Интересно сложилась судьба комиссара монитора — политрука Ивана Сарапина. Пережив нескольких командиров корабля, гибель самого монитора, он продолжил воевать с фашистами. Попал в плен, в лагере его долго пытали, затем отправили выкапывать неразорвавшиеся бомбы. Когда охрана ненадолго отлучилась, политрук с группой узников сбежали. Во Франции Сарапин присоединился к Движению Сопротивления, командовал полуторатысячным отрядом беглецов из нацистских концлагерей. После войны жил в Париже, работал в составе комиссии по репатриации советских граждан на Родину. Позже вернулся в Советский Союз и до конца своей жизни прожил в городе Днепродзержинске.
После войны монитор, так и остался лежать на дне Десны у села Ладинка. По отзывам местных жителей, у кого-то в селе до сих пор сохранилось несколько бронзовых букв от слова «Смоленск». Каждый год в конце лета когда в реке спадает вода и корпус монитора виден с берега, местная детвора лазит на корабль в поисках приключений, а местные власти грозятся добрыми обещаниями поднять монитор.
Добрые обещания, как и добрые идеи пылью забвения не покрываются. Монитор «Смоленск» вновь приковал к себе внимание поисковиков и ценителей отечественной истории. МБФ «INSHE ZHITTIA» организован сбор средств на подъем корабля.
ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ!
БЛАГОтворительная Акция МБФ «INSHE ZHITTIA» — «Никто не забыт, и ничто не забыто!»
INSHЕ — НИ ДНЯ БЕЗ ДОБРЫХ ДЕЛ! Вечная память всем, кто защитил землю от фашизма!
Президент МБФ «INSHE ZHITTIA» Балашова Елена Владимировна, Председатель «Товарищества ветеранов разведки Военно-морского флота» Александр Владимирович Мармашов, почтили память героических защитников Украины, возложив венок памяти к мемориальной доске установленной на месте гибели монитора. Никто не забыт и ничто не забыто!